Корзина
Нет отзывов, добавить
ЗАКОН ДВОЙНЫХ СТАНДАРТОВ
Контакты
Инновационный патентно-правовой центр Торгово-промышленной палаты Воронежской области
+7473220-52-14
+7473251-41-17
Иванищенко Лилия Николаевна
РоссияВоронежская областьВоронежул. 9 Января, 36, оф. 516394018
Карта

ЗАКОН ДВОЙНЫХ СТАНДАРТОВ

Закон двойных стандартов не нужен судебным экспертам

Закон двойных стандартов не нужен судебным экспертам

     Проект федерального закона «О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», принятый Государственной Думой в первом чтении, является по своему содержанию законом двойных стандартов. Красной нитью через весь закон проходит деление экспертов на «государственных» и «негосударственных». Такое деление наличествует во всех статьях закона. При этом не трудно заметить, что категории государственных экспертов относится явное предпочтение, как главной, основной, превалирующей над остальными. Возникает естественный вопрос ‑ насколько  вообще правомерно название экспертов «государственными».

    Этот термин был введен впервые федеральным законом «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (№ 73-ФЗ от 31.05.2001). Наименование «государственная система экспертизы» не вызывает возражений. Не вызывает возражения и наименование учреждения ‑ государственное судебно-экспертное учреждение. Но перенос этой государственности на персонал этих учреждений вызывает серьезные сомнения в их правомерности. Наименование «государственный эксперт» не правомерно ни по форме, ни по содержанию.

    По форме: есть понятие, категория государственных (федеральных) служащих. К этой категории эксперты не относятся, поэтому с этих позиций именовать их государственными не правомерно. Сама принадлежность к государственному учреждению совсем не влечет за собой наименование персонала государственным. Мы же не говорим про преподавателей государственных ВУЗов ‑ государственный профессор, государственный доцент. Это абсурд.

    По содержанию: в чем выражается государственность этих экспертов, только в том, что они финансируются из государственного (федерального) бюджета? Зарплата идет из государственного (федерального) бюджета, арендная плата за помещение, оплата оборудования, материалов из государственного (федерального) бюджета.

    Напрашивается вывод о том, что государственные эксперты ‑ это эксперты целиком и полностью зависящие от государственного бюджета, а, стало быть, от Государства. Но такой вывод был бы не верен, так как экспертиза независима. И об этом надо постоянно помнить. Тогда почему же авторы проекта закона так упорно цепляются за этот термин. Ставя его в первый ряд каждой статьи закона. Остается предположить ‑ расчет идет на возможное давление авторитетом государственного эксперта на правосудие, на конкретного следователя, дознавателя, судью. Так и слышится – не забывайте, я государственный эксперт, а не какой–либо другой!!! Надо сразу признать, что № 73-ФЗ допустил серьезную ошибку, которую необходимо исправить именно в новом законе.

    По сути своей эти так называемые «государственные эксперты», не более чем эксперты отдельных ведомств (Минюста, МВД, МЧС, Минздрава, Минобороны и т.д.). И уж если есть необходимость, давайте называть  вещи своими именами – ведомственные эксперты. Это будет правильно и по форме и по существу.

    Обратимся к категории «негосударственный эксперт»: отрицание «не» не несет ничего положительного, кроме того, что это какие-то другие, иные, отличные от так называемых «государственных». В чем же это отличие?

    Государством у нас является Российская Федерация, значит «негосударственный» ‑ это эксперт не Российской Федерации? Кто они, иностранцы, лица без гражданства, откуда такое отчуждение огромной категории работающих экспертов? Таким рассуждениям, порождаемым новым законом, не место в нашем обществе. Все эксперты равны. Есть эксперты сильные и среди так называемых «государственных экспертов» и не являющихся так называемыми «государственными». Об экспертах надо говорить как о единой профессии, защищая их интересы, права, свободы. Этому и должен быть посвящен новый закон «О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

    Под этим углом зрения закон нуждается не просто в каких–то доделках и дополнениях, а в коренном пересмотре позиции и составлении принципиально нового проекта закона. Нам представляется, что это искусственное деление должно быть устранено и все эксперты должны именоваться по сути такими, какими они являются ‑ судебными экспертами.

Судебные эксперты

НП СРО «Национальное Объединение Судебных Экспертов» 

 

 

vkontakte facebook twitter

НП СРО «Национальное Объединение Судебных Экспертов»

Предыдущие статьи